пятница, 28 декабря 2012 г.

BIOMusic


Звуки трав. Клумба оркестр под акустическим куполом и приложения для Google Play “Мое радио окружение»

«Я парк раньше поля увидел, безрукую Венеру прежде загорелой крестьянки. Откуда же у меня может появиться любовь к полям, к селам? Неоткуда ей у меня появиться»
К. Вагинов. «Козлиная песнь»
Био-музыка. Догадывались ли мы, что румяное яблоко на ветке на самом деле монотонно и очень жалобно пищит? Или что выражение «бодрый, как огурчик» действительно соответствует оптимистичному и весёлому концерту хрустящего овоща? Моника Гальяно из Университета Северной Австралии в Перте. Ученые использовали в своих экспериментах высокочувствительные датчики, которые обычно применяются для изучения акустических особенностей антенн у насекомых. Исследовали учёные довольно банальный растительный объект: молодой экземпляр обычной кукурузы.
Корни растения вместе с аппаратурой опустили в воду и… можно было подумать, что в пробирке резвится стайка крошечных дельфинов: лазерный виброметр зафиксировал регулярно повторяющиеся щелкающие звуки с частотой около 220 герц. Биологи поставили серию контрольных экспериментов для того, чтобы удостовериться – действительно ли звук исходит от корней, а не чего-то другого в жидкости, и развеяли все сомнения: корешки явно беседовали. О чём же, позвольте спросить? – Разумеется, не о подорожании гречки и политике: каждый корень-разведчик, обгоняющий своих собратьев по темпам роста, посылал остальным сигналы о том, в каком направлении можно двигаться!
Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «За распахнутым окном» писал:
Слышал, как едва-едва Прошумела липа. Как внизу росла трава Из земли со скрипом.
Слова о растущей со скрипом траве воспринимаются как поэтический образ, гипербола, хотя достопочтенный барон Мюнхгаузен утверждает, что это истинная правда:
Что ты тут делаешь? — спросил я его.
Слушаю, как в поле растет трава! — ответил он.
И слышишь?
Отлично слышу! Для меня это сущий пустяк!
Оказывается, прославившийся своими фантастическими выдумками барон ие так уж далек от истины. В бамбуковой роще во Вьетнаме в теплое влажное утро можно услышать повизгивания, стенания и плач. Местные жители утверждают, что эти звуки издают молодые быстрорастущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья и влагалища.
Бамбук растет очень быстро, и из-за возникающего трения появляются эти пугающие звуки. Правда, звуки, раздающиеся в бамбуковых зарослях, могут возникать и по другой причине. В малайской и яванской классической литературе часто упоминается поющий бамбук. Так, в «Сказании о Санг Боме» говорится: «Шмели слетались высасывать нектар из цветов, их жужжание было похоже на звуки поющего бамбука и трогали сердце тех, кто слышал его». В данном случае речь идет об особом виде бамбука, издающем нежные звуки при дуновении ветра. В старину его применяли в качестве любовного зелья.
Некоторые растения издают звуки во время роста цветков. На острове Бугенвиль в Тихом океане в болотах растет рыдающее дерево, или заурауйя (Saurauia purgans). Его цветки, раскрываясь, порождают характерный рыдающий звук.
Люди давно уже подметили, что некоторые растения «музыкальны», и сложили о них легенды. Так, по-видимому, родилась сенегальская народная сказка «Говорящее дерево».
А нельзя ли в самом деле с помощью чувствительных звукоулавливателей «подслушать», как растет трава, или, допустим, как прорастают в почве посеянные семена? Возможно, по характеру звуков удастся определить физиологическое состояние проростков.

Все мы на пути превращения в звуки трав.
Все уединено живущие в городах люди это сироты.
Развитие интернета и телефонии связано с непрерывным поиском своих родных и призраков друзей. Эта трагедия прерванной связи. У каждого в жизни наступает момент когда дети и их родители «вне зоны доступа».
Это плата за отчуждение людей от растений и от природы.
«Травой» называется все то, что растет и вздрагивает, шумит и бормочет, извлекая своим существованием память и материалы из земли — хранителя данных от мертвых. Поэтому трава столь достойна уважения, как поэт, занимающийся опубликованием голосов мертвых. Но часто трава не может донести информацию до живых, тогда она символизирует несостоявшийся контакт и ее роль оказывается приниженной. Ценные информационные данные не используются. Напрасно возвращаются в землю-хранилище, и трава склоняется к земле от утомления».
Х. Кубо «Трава как медиа: Андрей Платонов и Арсений Тарковский».
В городах трава растет и разрушает их, это ценное свойство травы вызывает ужас и неприятие травы у чиновников. Поэтому так беспощадно вырубают скверы и парки. А летом с гулким стрекотом траву косят и уничтожают.
В городах люди утратили способность к коммуникации с природой и со своим прошлым. Души предков все реже напоминают нам о себе.
Хотели бы Вы послушать как растет трава?
В Ботаническом саду «появилась» клумба-оркестр. В ней под акустическим куполом с динамиками звучат цветы и травы. Есть совсем тихие голоса, а есть громкие басовые ноты, это растет бодан. Звуки трав, на нижний ярус динамиков. передают специальные пьезоэлектрические микрофоны. Звуки природы: журчание воды. дождь, пение птиц и насекомых передают динамики на верхнем ярусе по интернет радио. На вершине купола закреплена web камера с микрофоном она передает в режиме онлайн какая погода и состояние музыкальной клумбы, а также изображения посетителей слушающих травы. Видео трансляцию можно посмотреть в любом месте планеты на любом компьютере или мобильном устройстве ловящем wi-fi. Питание звукопередающей системы производится от сети, расположенной рядом главной оранжереи, с адаптером на 12 вольт.

Художественный контекст.
Велимир Хлебников о растениях.
Так, есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превратится в звук кукования кукушки или в плач ребенка, станет им”.
24 ноября 1904
Утес из будущего
...Впрочем, уравнение человеческого счастья было решено и найдено только тогда, когда поняли, что оно вьется слабым хмелем около ствола мирового. Слышать шелест рагоз, узнавать глаза и душу своего знакомого в морском раке, вбок убегающем, с поднятой клешней, не забывая военного устава, — часто дает большее счастье, чем все, что делает славу и громкое имя, например, полководца.
Счастье людей — вторичный звук; оно вьется, обращается около основного звука мирового.
Оно — слабый месяц около Земель вокруг Солнца, коровьих глаз, нежного котенка, скребущего за ухом, весенней мать-мачехи, плеска волн моря.
Здесь основные звуки счастья, его мудрые отцы, дрожащая железная палочка раньше семьи голосов. Проще говоря, ось вращения.
Вот почему городские дети в разлуке с природой всегда несчастливы, а сельским оно знакомо и неразлучно, как своя тень.
Человек отнял поверхность земного шара у мудрой общины зверей и растений и стал одинок: ему не с кем играть в пятнашки и жмурки в пустом покое, темнота небытия кругом, нет игры, нет товарищей. С кем ему баловаться? Кругом пустое «нет». Изгнанные из туловищ души зверей бросились в него и населили своим законом его стены.
Но свершилось чудо: храбрые умы разбудили в серой святой глине, пластами покрывавшей землю, ее спящую душу хлеба и мяса. Земля стала съедобной, каждый овраг стал обеденным столом. Зверям и растениям было возвращено право на жизнь, прекрасный подарок.
И мы снова счастливы: вот лев спит у меня на коленях, и теперь я курю мой воздушный обед.
1921 — 1922

Андрей Тарковский в фильме «Солярис» предельно «заземлил» сюжет Лема, в супер функциональной каюте Криса появляется земное растение в коробке из-под хирургических инструментов. Резаная бумага приклеенная к вентилятору звучит, как листья на ветру. Ничего этого в романе нет, там полоски бумаги только сенсоры в работе вентиляции.



Солярис. Часть вторая.
Снаут — Кельвину.
  • Надо приклеить к вентилятору полоски бумаги.
Ночью это напоминает шорох листьев.
Это изобретение Гебаряна. Я принял сразу. Просто, как все гениальное.
Сарториус издевался над нами, но у него тоже есть такая штука, он прячет ее в шкафу.