вторник, 28 сентября 2010 г.

СЕТЕВОЙ ТЕАТР ИГРУШЕК

Родители покупали мне металлические "конструкторы", из которых, если постараться, можно было построить почти настоящий подъемный кран с подвижной стрелой, а также наборы "Самоделкин", из деталек которого можно было собрать самолет, планер - планеристов тогда было великое множество, - подводные лодки, корабли… все было как настоящее, не то что современные китайские наборы. А еще мы увлеченно работали лобзиками, выпиливая узорчатые шкатулки или клоунов, дергающих ручками-ножками на веревочках и каплевидные нервюры самолетов.
…От моего счастливого детства у меня сохранились две вещи - книга "Незнайка на луне и в солнечном городе" и картонный, покрытый разноцветной фольгой зайчик - елочная игрушка.

Игрушки продавал на рынке инвалид.
Ликует детвора, и мастер не тоскует -
Его товар пищит, мяукает, кукует,
И на ушах стоит, и всяко шевелит.
Веселый продавец завелся и шалит,
Он птичке дует в хвост - и свищет, и воркует.
На клоунский манер, бывало, он торгует,
Сопливую шпану берет на свой магнит.
Юнна МОРИЦ, "Сонет продавцу игрушек".

"В заключение я бы хотел сказать следующее. Памятники культуры не могут просто храниться — вне людских знаний о них, людской о них заботы, людского "делания" рядом с ними. Музеи — это не кладовые. То же самое следует сказать и о культурных ценностях той или иной местности. Традиции, обряды, народное творчество требуют в известной мере своего воспроизведения, исполнения, повторения в жизни. Записанные, но хранящиеся только в записях, собранные, но только зарегистрированные и лежащие без движения — они перестают существовать, разрушаются, утрачивают какие-то (хотя бы маленькие) связи с жизнью. Краеведение как явление культуры замечательно тем, что оно теснейшим образом позволяет связать культуру со строительством музеев, собраний, архивов, педагогической деятельностью, объединением молодежи в кружки и общества, развитием туризма, созданием хоров и кустарных артелей".
Культура из лежащей втуне становится действенной и "работающей".
Краеведение не только наука, но и деятельность!
Д. С. Лихачев

Моей любимой игрушкой остался Ванька встанька или дурак он же Петрушка.
В сетчатом куполе диаметром 6 м. каждый производитель оригинальных игрушек теперь может в них играть и выступать совместно с другими мастерами кустарного промысла на разных выставках и фестивалях современного народного искусства.
Слово же "дурак" частенько использовалось в значении "фаллос (fallos)". Зная это, некоторые сказки об Иване-дураке можно прочесть совсем по-другому. Филологи, изучающие эротический фольклор, вообще называют Ивана-дурака воплощенным интифаллом, с постоянно эрегированным "детородным удом".
Сегодня этимология "валять дурака" обычно ассоциируется с игрушкой ванькой-встанькой.

"Валять дурака"... выражение связанное с детской игрушкой-неваляшкой, обычно представлявшей собой Иванушку-дурачка (ваньку-встаньку), которого и пытаются повалить во время игры. А значения - "паясничать, дурачиться, шутить", "притворяться глупым", "поступать не так, как следует" развилось у выражения валять дурака под впечатлением несуразности такого занятия для взрослого человека.
«Иван-дурак» как название архаической скульптуры, деревянного изображения фаллоса, использовавшийся для увеличения плодородия поля перед посевом ( его «валяли по полю», откуда выражение - «валять дурака»). Повальное увлечение памятниками Ленину ( к которым фактически свелась вся грандиозная программа «наглядной агитации») получило в стране такой размах именно потому, что лысый вождь как то напоминал исходный предмет монументальной пластики.

Потом появились атомные боеголовки со временем также обрели более или менее фаллическую форму.
Валять дурака (особенно в игре и в театре) надо уметь и учиться этому всю жизнь иначе от скуки сдохнуть можно.